Как применять Постановление № 1875: практика обоснования НМЦ по новым правилам
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 кардинально изменило практику определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ), а также цены контракта с единственным поставщиком. Однако, как показывает практика, многие заказчики до сих пор не осознали глубину изменений и их влияние на процессы закупок. В этой статье эксперты Центра "Закон.гуру" дают подробные разъяснения по применению новых правил, исключениям и реальным ситуациям.
Постановление № 1875: суть изменений
Согласно пп. «в» п. 7 постановления № 1875, при расчете НМЦ заказчик обязан учитывать только товары из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при использовании метода анализа рынка. Также установлен закрытый перечень источников цен — производители, включенные в ГИСП, и поставщики, данные о которых есть в реестре контрактов ЕИС.
Если закупка касается товаров из приложения № 1 или № 2 к постановлению и к ним применяется запрет или ограничение, заказчик обязан использовать особый порядок расчета. Однако если получено разрешение Минпромторга, или применяется исключение, особенности расчета НМЦ не подлежат применению.
Применения на практике: типовые кейсы
Например, при закупке промышленного оборудования, не имеющего российских аналогов, и при наличии разрешения от Минпромторга, заказчик не может использовать особые правила расчета. Он должен основываться на ценах, актуальных именно для объекта закупки, без учета требований постановления.
Если же закупка проводится у единственного поставщика (например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 600 тыс. руб.), а товар из приложения № 2, особенности также не применяются, несмотря на то, что формально постановление их не исключает. Это подтверждает текущая практика применения.
Источники цен: кого можно и нельзя спрашивать
Согласно постановлению № 1875, запросы направляются только:
Нельзя получать коммерческие предложения от:
Когда особенности не применяются
Постановление № 1875 предусматривает четыре исключения, при которых заказчик освобождается от использования новых правил расчета:
Как быть с 223-ФЗ?
Заказчики, действующие по Закону № 223-ФЗ, не обязаны применять нормы постановления № 1875. Они вправе определять порядок расчета цен самостоятельно. Однако, при наличии запретов и ограничений, такие заказчики также обязаны описывать объект закупки с учетом соответствия товарам из реестров российской и евразийской промышленной продукции.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 кардинально изменило практику определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ), а также цены контракта с единственным поставщиком. Однако, как показывает практика, многие заказчики до сих пор не осознали глубину изменений и их влияние на процессы закупок. В этой статье эксперты Центра "Закон.гуру" дают подробные разъяснения по применению новых правил, исключениям и реальным ситуациям.
Постановление № 1875: суть изменений
Согласно пп. «в» п. 7 постановления № 1875, при расчете НМЦ заказчик обязан учитывать только товары из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при использовании метода анализа рынка. Также установлен закрытый перечень источников цен — производители, включенные в ГИСП, и поставщики, данные о которых есть в реестре контрактов ЕИС.
Если закупка касается товаров из приложения № 1 или № 2 к постановлению и к ним применяется запрет или ограничение, заказчик обязан использовать особый порядок расчета. Однако если получено разрешение Минпромторга, или применяется исключение, особенности расчета НМЦ не подлежат применению.
Применения на практике: типовые кейсы
Например, при закупке промышленного оборудования, не имеющего российских аналогов, и при наличии разрешения от Минпромторга, заказчик не может использовать особые правила расчета. Он должен основываться на ценах, актуальных именно для объекта закупки, без учета требований постановления.
Если же закупка проводится у единственного поставщика (например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 600 тыс. руб.), а товар из приложения № 2, особенности также не применяются, несмотря на то, что формально постановление их не исключает. Это подтверждает текущая практика применения.
Источники цен: кого можно и нельзя спрашивать
Согласно постановлению № 1875, запросы направляются только:
- производителям, внесенным в ГИСП,
- поставщикам с контрактами, зафиксированными в реестре контрактов по Закону № 44-ФЗ.
Нельзя получать коммерческие предложения от:
- компаний, работающих по Закону № 223-ФЗ,
- участников гражданского оборота без контрактов по 44-ФЗ,
- поставщиков, не зафиксированных в реестре.
Когда особенности не применяются
Постановление № 1875 предусматривает четыре исключения, при которых заказчик освобождается от использования новых правил расчета:
- Если установлен отдельный порядок расчета НМЦ федеральным органом (например, Минздравом).
- Если на товар получено разрешение и запрет не применяется.
- Если закупается одна единица товара до 5 000 руб.
- Если общая цена закупки не превышает 1 млн руб., а цена за единицу — 5 000 руб. и менее.
Как быть с 223-ФЗ?
Заказчики, действующие по Закону № 223-ФЗ, не обязаны применять нормы постановления № 1875. Они вправе определять порядок расчета цен самостоятельно. Однако, при наличии запретов и ограничений, такие заказчики также обязаны описывать объект закупки с учетом соответствия товарам из реестров российской и евразийской промышленной продукции.