Блог

Обзор практики ФАС по применению национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Обзор практики ФАС по применению национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Новые защитные меры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, вступили в силу и действуют с конца 2024 года. Несмотря на короткий срок, наработан опыт применения этих мер, в том числе в рамках закупок по 223-ФЗ. Однако, поскольку ПП № 1875 вводит единый механизм для всех закупок, опыт разрешения споров по аналогичным вопросам в рамках 44-ФЗ может служить полезным ориентиром для специалистов.

В этой статье рассматриваются решения ФАС по применению национального режима в закупках в январе-феврале 2025 года.

ПРАКТИКА ПО ЗАКОНУ 223-ФЗ

1. Выбор защитной меры (запрет, ограничение, преимущество)

Защитная мера применяется, в том числе, к товарам, поставляемым при выполнении работ.

Один из поставщиков оспаривал установление преимущества российской продукции при закупке, утверждая, что объектом является выполнение работ по восстановлению покрытия футбольного поля, а не поставка товаров. Комиссия УФАС установила, что объектом закупки являлось не только выполнение работ, но и поставка искусственного покрытия, поэтому применение преимущества российской продукции было правомерным.

Документ: Решение Самарского УФАС России от 17.02.2025 по делу № 063/07/3-113/2025

Использование иерархического метода классификации для установления запретов и ограничений.

Заявка была отклонена из-за отсутствия номера реестровой записи из реестра промышленной продукции, при этом участник ссылался на неверное определение кода по ОКПД2 для ленточных пил. Комиссия УФАС поддержала выбор кода заказчиком, подтвердив, что товары с указанным кодом подлежат ограничению допуска иностранной продукции.

Документ: Решение Красноярского УФАС России от 03.03.2025 по делу № 024/07/3-415/2025

2. Подтверждение страны происхождения товара

Если установлено ограничение на иностранный товар, недостаточно декларации о стране происхождения.

Муниципальное предприятие закупало медный провод, для которого по кодам ОКПД2 установлен запрет на иностранную продукцию. Несмотря на наличие декларации о происхождении, комиссия УФАС указала, что участник должен был предоставить номер из реестра промышленной продукции, а не только декларацию.

Документ: Решение Красноярского УФАС России от 19.02.2025 по делу № 024/07/3-344/2025

Неправомерное допущение участников, не подтвердивших страну происхождения.

В другом случае Татарстанское УФАС признало неправильным допущение заявок без реестровых номеров, подтверждающих страну происхождения товара, при наличии запретов и ограничений на иностранную продукцию.

Документ: Решение Татарстанского УФАС России от 05.03.2025 по делу № 016/07/3-254/2025

3. Применение защитных мер для текстильных изделий

Необходимо подтверждение страны происхождения номером из реестра при установлении запрета на иностранные товары.

В случае закупки текстильных изделий, в заявке не был указан реестровый номер, что привело к отклонению заявки. Согласно Постановлению № 1875, для подтверждения происхождения товара с установленным запретом обязательным является предоставление этого номера.

Документ: Решение Челябинского УФАС России от 24.02.2025 по делу № 074/07/3-301/2025

4. Применение законодательства, даже если заказчик не установил требования в документации

Требования Постановления № 1875 могут быть применены, даже если не указаны в документации.

В случае с запросом котировок, заказчик отклонил заявку, которая не содержала сведений из реестра промышленной продукции, несмотря на отсутствие требования в документации. Комиссия УФАС признала отклонение обоснованным в соответствии с нормами Постановления № 1875.

Документ: Решение Мурманского УФАС России от 20.02.2025 по делу № 051/07/3-67/2025

ПРАКТИКА ПО ЗАКОНУ 44-ФЗ

1. Выбор защитной меры (запрет, ограничение или преимущество)

Коды медицинских изделий по НКМИ в приложении к Постановлению № 1875 носят исключающий характер.

В случае с медицинскими перчатками, код 22.19.60.113 был включен в перечень, и комиссия ФАС поддержала установление ограничений на иностранную продукцию, подтвердив правомерность использования иерархического метода классификации.

Документ: Решение Алтайского УФАС России от 12.02.2025 по делу № 022/06/105-152/2025

При закупке оборудования с ПО запрет на программное обеспечение не применяется.

Когда в аукционе закупались тренажеры с виртуальной реальностью, комиссия ФАС отказала в удовлетворении жалобы на отсутствие запрета на программное обеспечение, так как оно уже было предустановлено.

Документ: Решение УФАС России по г. Москве от 07.02.2025 по делу № 077/06/106-1454/2025

2. Подтверждение страны происхождения товара

Неверный номер реестровой записи — это не основание для отклонения заявки, но основание для приравнивания товара к иностранному.

В случае закупки бытовых термометров, указание неверного номера реестровой записи привело к отклонению заявки, так как товар был приравнен к иностранному из-за недостаточности документации.

Документ: Решение УФАС России по Краснодарскому краю от 14.02.2025 по делу № 023/06/14-663/2025

Совпадение кодов ОКПД2 не является обязательным условием для отклонения заявки.

Когда один из участников указал номер реестровой записи для товара с другим кодом, комиссия УФАС признала жалобу необоснованной, поскольку оба кода относятся к одной группировке и товар соответствует требованиям.

Документ: Решение УФАС России по Ростовской области от 07.02.2025 по делу № 061/06/106-288/2025